Немецкая фирма BMW дважды за свою историю «поражалась в правах» — из-за того, что слишком активно работала на войну. Изначально это вообще был завод по производству самолетных моторов, которому — в результате поражения Германии в первой мировой войне — запретили выпускать основную продукцию и который поэтому вынужден был переключиться сперва на выпуск мотоциклов, а впоследствии расширил номенклатуру своей продукции до автомобилей (тех самых лицензионных малолитражек). После завершения второй мировой войны история повторилась: опять запрет, опять мотоциклы… Вопрос о возобновлении производства легковых машин не поднимался вплоть до рубежа пятидесятых годов. А поскольку автомобилестроительное подразделение фирмы, — то, что от него осталось, — при разделе Германии оказалось на территории ГДР, обычный в таких случаях временный возврат к моделям довоенного образца возможным не представлялся. Все предстояло начинать заново, с чистого листа, да еще и на новом месте.
Определяя направление своей дальнейшей деятельности на автомобилестроительном поприще, руководство компании рассудило, что рынок легковых автомобилей среднего класса и средней стоимости в стране уже поделен — между теми фирмами, которые успели раньше на него вернуться — и что шансы успешно закрепиться в этой зоне весьма невелики. Исходя из этих соображений, основная ставка была сделана на часть покупательского контингента, способную позволить себе автомобиль большой и современный, но при этом не слишком дорогой. Таким потребителям западногерманское автомобилестроение могло в те годы предложить разве что Opel Kapitan, солидный и добротный, но скроенный по довоенной колодке, — мерседесовская модель 220 (W 187) на рынок еще не поспела. Определенным потенциалом данный сегмент рынка действительно обладал, но в выявлении масштабов этого потенциала верхушка компании BMW проявила чрезмерный и ничем не обоснованный оптимизм, — спрос на элегантную и комфортабельную машину BMW 501, дебютировавшую в мае 1951 года на Франкфуртском автосалоне, оказался куда ниже ожидаемого уровня. Как-никак за нее просили пятнадцать тысяч тогдашних бундесмарок, что на тот момент составляло приблизительно пятьдесят средних по стране зарплат, — тогда как вышеупомянутый большой Opel стоил всего 9600 марок, и даже подоспевший вскорости 220-й Mercedes, сопоставимый по классу, обходился менее чем в 12 тысяч.
В 1954 году на Женевском автосалоне была представлена более комфортабельная версия BMW 501 – модель “502″ с 2,6-литровым двигателем V8 мощностью 100 л.с., который позволял достигать максимальной скорости в 160 км/ч. Что интерсно: главный конкурент BMW – Mercedes-Benz – выпустил свою первую машину с мотором V8 только в 1963 году. Помимо восьмицилиндрового двигателя с блоком цилиндров из легких сплавов (первая разработка в компании), BMW 502 получил противотуманные фары, гнутые стекла, а сам кузов был обильно украшен хромом. В 1955 году появилась версия с двигателем объемом 3.2 литра мощностью 120 л.с.
Купе и кабриолеты на базе BMW 502 выпускало кузовное ателье Baur. Технической основой семейства BMW 501/502 стали еще довоенные разработки баварской компании. Это сказалось на дизайне автомобиля – кузов с плавным переходом от передних крыльев к задним был выполнен по моде 30-40-х годов. Благодаря такому “старомодному” решению, в Германии автомобили семейства BMW 501/502 получили прозвище “Ангел Барокко”.
BMW 501/502 продержались на конвейре почти 10 лет – их выпуск был прекращен в 1964 году.
Источники: shov.ru, bmwccr.club