Citroën DS — автомобиль бизнес-класса, выпускавшийся французской фирмой Citroen в 1955—1975 годах. Имел неофициальное название «Богиня» из-за того, что DS (de-es) по-французски звучит так же, как слово Déesse (рус. Деэ́с[5]) — богиня. Помимо необычного внешнего вида имел оригинальную гидросистему, объединявшую трансмиссию, рулевое управление, тормоза и гидропневматическую подвеску. Занял третье место на конкурсе «Автомобиль века».
DS19 создавался не как автомобиль для элиты, а как авто для среднего класса, и объем его выпуска превысил 1,3 миллиона экземпляров. «Богиня» появилась в 1955 году – в тяжелую для европейской экономики эпоху. Старый Свет сумел выйти из послевоенного кризиса, но автопроизводители предлагали рынку либо малолитражные новинки, либо глубоко модернизированные модели конца 30-х годов. Принципиальная конструкция Citroёn DS19 восходит к тому же времени – компоновочная схема машины была заимствована у одного из первых в мире переднеприводных автомобилей Traction Avant.
В этом автомобиле на первом месте стоит дизайн. Автором проекта был Фламинио Бертони, итальянец по происхождению. Его имя малоизвестно по той причине, что фамилия талантливого дизайнера созвучна с названием знаменитой студии Bertone, которой нередко ошибочно приписывают этот и ряд других проектов. Фламинио Бертони был одним из первых специалистов, работавших над максимальным соответствием формы и содержания. Он считал, что только сочетание таких противоположных качеств как скорость и безопасность, или комфорт и простота могут позволить достичь совершенства. Утонченные и при этом делающие машину максимально защищенной формы Citroёn DS19 оказались вне времени. Дизайн модели можно было бы назвать космическим, если бы не одно «но» – автомобиль появился за два года до появления на орбите первого искусственного спутника Земли…
Подвеску автомобиля-легенды разрабатывал Поль Маже. Сказать, что подвеска получилась оригинальной – все равно, что не сказать ничего. Созданная Маже еще в годы войны, независимая гидропневматика не имела аналогов в мире. Упругими элементами в конструкции являлись двухсекционные амортизаторы, в одной секции которых находился газ, а в другой – масло. Citroёn DS19 имел непревзойденную в те годы плавность хода, как на Кадиллаке, но с лучшей управляемостью. А самое интересное заключалось в другом: дорожный просвет можно было изменять (с 1956 года), при помощи клавиш на приборной панели почти на 20 см из нижнего положения, а для «безболезненного» переезда через бордюры можно было даже «поджимать» одно колесо! После остановки двигателя давление в гидросистеме падало, и автомобиль медленно опускался, а когда двигатель заводился вновь — потихоньку поднимался по мере роста давления. При посадке, особенно тяжёлых пассажиров, подвеска крякала, как будто от досады, а потом вздыхала с облегчением, когда пассажиры выходили.
Гидравлика присутствовала не только в системе подвески. Рулевое управление, тормозная система и четырехступенчатая коробка передач с рычагом на торпедо (!) также были оснащены гидравлическими усилителями. Автоматическое сцепление не требовало нажатия на педаль, но водитель был вынужден вручную переключать передачи рычагом на рулевой колонке. Это было не сложно, хотя плавное переключение всё равно требовало мастерства. На DS также отсутствовала обычная педаль тормоза, которая была заменена необычной грибоподобной кнопкой. Работала она хорошо, но требовала привыкания. Немало владельцев DS получили удар сзади из-за слишком резкого торможения. Под днищем этого автомобиля располагалось около 35 метров гидропроводки! Отметим, что гидропневматическая подвеска впервые появилась не на DS19, а на другой модели Citroёn – 15 СV Six H 1954 года.
Управление автомобилем было столь своеобразным, что этот вопрос особенно подчёркивался в руководстве по эксплуатации. Рулевое управление было реечным, с «быстрым» передаточным и намного более точным, чем у большинства современников и при этом — легчайшим.
Citroёn DS19 имел очень низкий центр тяжести, что связано с оригинальной схемой несущего элемента. Основа автомобиля – мощное днище со всевозможными усилителями, приваренными рамками дверей и каркасом крыши, в то же время все остальные панели (их сделали легкосъемными) можно снимать, не опасаясь за состояние машины. Для облегчения веса даже стекла DS19 делались тоньше, чем было принято в те годы – 4 мм по сравнению с привычными 5-6 миллиметрами.
Аббревиатура DS – рабочее обозначение шасси и кузова (D), а также перспективного 6-цилиндровного оппозитного двигателя S объемом 1,8 л. Хотя оригинальный силовой агрегат в серию не пошел, машину переименовывать не стали. Для DS19 модернизировали рядный 4-цилиндровый мотор от модели Traction Avant, «расточив» его до 1911 куб.см, тем самым, получив мощность в 69 сил. Расположение «сердца» и коробки передач было привычным для «Ситроена» и необычным для всего автомобильного мира: двигатель располагался продольно за передней осью, а перед ним находилась КПП. Для ремонта и обслуживания силового агрегата и коробки передач узел «выкатывался» вперед вместе с передней осью.
Интересны меры предосторожности, предпринятые сотрудниками концерна при испытаниях Citroёn DS19 для сохранения в тайне информации о готовящейся новинке. Вокруг полигона в Ля Ферт-Видам построили наблюдательные вышки, позволявшие увидеть фотографов и журналистов задолго до возможного обнаружения ими прототипов будущего DS19. При появлении в опасной близости от полигона частных самолетов автомобили незамедлительно прятали под кронами деревьев. Но случилось так, что сотрудникам французского L’Auto-Journal все же удалось запечатлеть так называемый носитель агрегатов – DS19, замаскированный под старую модель.
5 октября 1955 года, в днвять часов утра на Парижском автосалоне состоялась мировая премьера машины, которую позже окрестят богиней. В течение часа после открытия выставки было подано 749 (!) заказов на новую модель, к концу дня владельцами Citroёn DS19 захотели стать уже 12 тысяч человек, а на момент завершения Парижского автосалона их было уже 80 тысяч. Автомобильный мир был потрясен французским седаном.
Источник: wikipedia.org, ag25.ru